Одни считают этот обряд языческим пережитком, другие видят в нем советский «новодел» не имеющий смысла. Но традиция бросать в могилу комья земли существует во многих странах. При этом многие выполняют эти действия машинально, просто потому что «так принято». На самом же деле, посыпание усопшего грунтом имеет глубокий символический смысл как для самого умершего, так и для скорбящих.
Истоки ритуала
Обряд посыпания гроба землей существует у разных народов, не связанных религиозными или культурными традициями. Одна из теорий его возникновения уходит корнями в далекую древность. Историки уверяют, что посыпание усопшего песком и пеплом практиковалось еще древними египтянами. Оправляя покойного в последний путь, его нужно было снабдить дарами для богов, ведь от их решения зависела судьба усопшего. А, так как далеко не все слои населения могли позволить себе дорогие подношения, тело посыпали песком золотистого цвета.
Аналогичная практика существовала и у славянских племен, которая с приходом христианства трансформировалась и приобрела новое значение. Христиане всего мира связывают этот обычай с ветхозаветной историей о сотворении человека из глины. Таким образом, бросая горсть земли в могильную яму, живые возвращают Богу его творение.
Обычаи разных народов
Вера в сотворение человеческого рода из земного праха актуальна не только для правоверных христиан. Аналогичные верования встречаются по всему миру. В Древнем Египте, боги лепили людей на гончарном круге, в Междуречье их создавали из земли политой божественной кровью. В свое «грунтовое» происхождение верят аборигены Австралии и некоторых островных государств. Похожие представления были распространены у древнего народа – инков. Мусульмане верят, что Аллах вдохнул жизнь в людей, сотворив их из эссенции глины. А у славян еще до обращения в православие, широко почиталась Мать сыра земля. Вероятно, именно эта связь с землей породила, ставшую общей в разных странах, погребальную традицию.
Многие люди, покидая родные края набирают с собой горсть земли, чтобы она всегда напоминала им о доме. После смерти ее бросают на гроб, в знак возвращения усопшего на родину.
Иудеи, прощаясь с умершим бросают в могилу землю лопатой. Мусульмане посыпают умершего, читая аяты из Корана, а в христианской религии ком земли, брошенный на крышку гроба символизирует переход к последнему этапу прощания.
Какое количество пригоршней нужно насыпать и в какой последовательности?
В этом случае все определяется устоявшимися у той или иной конфессии религиозными канонами. Так в иудаизме, в зависимости от региона проживания евреев, насыпают от 3 до 13 лопат. Каждая из них соотносится с частью души умершего и соответствует количеству слов в погребальной молитве.
Мусульмане ограничиваются при погребении одной пригоршней земли. У христиан принято бросать три кома, которые ассоциируются с библейской троицей (Отец, Сын и Святой дух). Изначально, право первым бросать землю на гроб принадлежало священникам. Позднее церковь упразднила этот ритуал. И сегодня он остается прерогативой мирян. При этом вначале к могиле подходят самые близкие родственники, начиная со старшего представителя семьи. После бросить горсть праха на крышку гроба могут все присутствующие на похоронах.
Символизм ритуала
В современном мире обряд посыпания умершего землей уже не ассоциируется с жертвоприношением или подношением богам, но имеет более глубокий смысл:
- символизирует воссоединение души умершего с Создателем;
- представляет собой ритуал возрождения. Как семя, брошенное в землю, усопший возродится для жизни вечной;
- помогает скорбящим принять утрату. Бросая прах в могилу собственной рукой человек смиряется с неизбежным и отпускает усопшего с миром. Поэтому, выполняя обряд, нужно мысленно простить покойному все обиды и пожелать легкого пути.
Эзотерики видят в этом ритуале очищение от земных грехов. В момент похорон земля приобретает священные свойства и помогает усопшему спокойно покинуть мир живых, перейдя в другое измерение. Поэтому некоторые люди не только кидают грунт в могильную яму, но и забирают часть земли с собой. В дальнейшем она может служить мощным оберегом от несчастий и болезней или элементом черной магии. Ритуалы, проводимые на могильной земле, считаются одними из самых сильных и необратимых.
Впрочем, есть у кладбищенской земли и другое предназначение. В культуре отдельных народов на похоронах принято засыпать ком земли за шиворот близким родственникам. Странное и немного устрашающее действо, тем не менее, не имеет ничего общего с проклятиями или наговорами. Таким образом знакомые пытаются оборвать связь умершего с живыми, желая ему быстрее упокоиться и не досаждать родным, являясь во снах.