Политика конфиденциальности и забота о клиентах не позволяют круизным компаниям разглашать информацию о летальных исходах, имеющих место во время плавания. А это порождает массу домыслов и мифов не только среди туристов, но и в среде обслуживающего персонала. Одни считают, что тела по-старинке выбрасывают за борт, другие убеждены – трупы складывают в морозильные камеры для мороженного. Иначе, как объяснить бесплатные порции этого лакомства? Но, нас самом деле, современные суда оборудованы всем необходимым для незамедлительного и профессионального разрешения непредвиденной ситуации.
Оснащение пассажирских судов
Несмотря на то, что операторы не предоставляют сведений о количестве смертей, примерную картину можно составить из данных, занесенных в журналы береговых служб. Так, в самых оживленных и загруженных портах США, при пассажиропотоке в несколько миллионов, смертность составляет порядка 200 человек в год. При этом, в большинстве случаев кончина наступает по естественным причинам, ведь основная масса туристов – это люди пожилого возраста.
В процентном соотношении смертность на круизных лайнерах в сотни раз ниже, чем на других видах транспорта, тем не менее она имеет место. Каждый отдельный случай, это не только часть статистики, но личная трагедия для родственников и близких людей умершего.
Помимо врача на борту постоянно находится духовник, психолог и предусмотрены специализированные места для хранения покойников.
Размер судового хранилища рассчитывается исходя из вместимости лайнера. Так, на Harmony of the Seas, способном единовременно обеспечить комфортное пребывание для 5,5 тысяч людей, предусмотрен оборудованный морг на 6-10 человек.
Что происходит после смерти?
Купив билет на лайнер его пассажиры будут полностью ограждены от неприятных ситуаций. В случае наступления непредвиденных обстоятельств персонал оповещают посредством громкой связи, используя кодовые слова, понятные только ограниченному кругу лиц. Например, если туристу требуется неотложная помощь, используется фраза: «Яркая звезда». Тогда как выражение «Восходящая звезда» говорит о том, что человек умирает. У операторов кодовые фразы и порядок дальнейших действий могут отличаться, но, в целом, после поступления тревожного сигнала, производится следующее:
- Приглашают священника. Он проведет обряд отпевания и поможет родным справиться с горем;
- Все время в каюте дежурит врач и психолог;
- Тело усопшего размещается в отдельной специально оборудованной каюте, расположенной на удалении от основного пребывания пассажиров.
Морги на лайнерах выполняют непосредственно функцию хранения. Подготовка тела, облачение и косметические процедуры могут быть выполнены только после прибытия в порт местными патологоанатомами.
Сегодня экстренных остановок лайнеры не делают. Судовые хранилища позволяют без проблем продержать тела от 3 до 5 дней, что дает возможность не отклоняться от маршрута и не сбивать намеченный график.
О порядке дальнейших действий родным покойного расскажет специалист, основной задачей которого является транспортировка в морг, устроение репатриации и похорон усопшего. Кроме того, он может дать рекомендации по выбору похоронного агентства и познакомить с правовыми особенностями государства, на территории которого умерший будет спущен на берег.
Справку о смерти выдает морг, в который доставляют тело на суше.
Как правило, заминок с получением необходимых документов от сухопутных служб не возникает. А вот отчеты с корабля иногда приходится ждать по несколько месяцев. Нередки случаи обращения в суд со стороны родственников покойного, с требованием ускорить процесс.
Как распорядиться телом?
Один из наиболее распространенных вариантов – репатриация на родину. Проводится она стандартным способом и зависит только от нюансов местной законодательной системы. Чтобы процедура прошла быстро и без заминок, лучше обратиться в похоронное бюро, с представительствами в обеих странах (отправления и встречи груза 200). Достаточно заключить договор на оказание услуг, выполнение которого можно контролировать удаленно. То есть, можно не прерывать дальнейшее путешествие.
Второй вариант – провести кремацию в порту, а затем продолжить путешествие, взяв на борт урну с пеплом. Именно так в 2009 году поступил Боб Шефер, после того как его престарелая мать отошла в мир иной в самом начале круиза.