Реквием по праву считается самым известным и популярным произведением классической музыки, авторство которого до сих пор оспаривается. По одной из версий, этот шедевр был написан ярчайшим композитором XVIII столетия – Вольфганом Амадеем Моцартом. Однако история его создания, как и последние годы жизни маэстро, опутаны тайной и полны необъяснимых загадок.
Классика, ставшая бестселлером
Реквием Моцарта не является оригинальным произведением. На рубеже XVIII-XIX столетий церковная музыка пользовалась большой популярностью. Долгое время под аккомпанемент музыкантов проходили важнейшие католические церемонии, но со временем религиозные произведения потеряли первоначальный смысл и из разряда клерикальной музыки превратились в самостоятельные оркестровые концерты. Их часто писали под заказ и исполняли в качестве заупокойных месс на похоронах знатных вельмож. Но сочинение подобных произведений по-прежнему базировалось на строгой системе, имело установленную последовательность и количество частей. Классический реквием должен был содержать 12 частей, в которых последовательно чередуются хоровые и сольные партии, а также исключительно музыкальные отделения.
Реквием, написанный Моцартом, построен на той же, устоявшейся и общепринятой системе, что повышает сложность при определении авторства и дает право исследователям прослеживать в его композиции структуры, характерные для Сальери, Брамса, Верди, Гайдна и других композиторов, также работавших в подобном жанре. По сохранившимся данным, никто из современников, имевших счастье слышать реквием спустя два года после смерти Вольфгана Амадея, не сомневался, что это творение великого гения. Однако голословных заверений для признания Моцарта автором реквиема недостаточно. А письменных подтверждений этому факту практически не осталось. Ведь по одной из версий, самое проникновенное и глубокое произведение всех времен, создавалось под заказ в строжайшей тайне и на унизительных для композитора условиях.
Черный человек: таинственный заказчик или иллюзия воспаленного сознания?
История о «Черном человеке» получила не меньшую популярность, чем написанное для него произведение. Загадочный образ незнакомца использовал Пушкин и Есенин, не раз обыгрывали его драматурги современности, но начиналось все в далеком 1791 году, когда в дверь небольшой квартиры, арендуемой семьей Моцарта постучал человек с ног до головы укутанный темным плащом.
Незнакомец не назвал своего имени, но протянул композитору внушительный по тем временам задаток за сочинение реквиема, который должен быть написан в строжайшей секретности и без упоминания автора. Для известного и востребованного музыканта такие условиях были неприемлемы, но тяжелое финансовое положение, а также ухудшающееся состояние здоровья заставили Моцарта согласиться заказ. Ограничений по времени незнакомец не устанавливал, поэтому точно определить время создания Реквиема невозможно. Доподлинно известно лишь то, что последние месяцы своей жизни композитор продолжал работать над другими произведениями, в числе которых:
- оперы «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта»;
- ряд небольших сочинений;
- «Маленькая масонская кантата», исполненная на открытии новой ложи ордена.
Все перечисленные выше сочинения были занесены автором в журнал, который он с большой аккуратностью вел с самого начала свой творческой деятельности. Также о создании этих произведений можно узнать из переписки Вольфгана Амадея. Тогда как Реквием нигде не упоминается. За исключением одного письма, где композитор жалуется на участившиеся головные боли, предчувствие скорой кончины и постоянные приступы галлюцинаций. Моцарт уверял, что в видениях к нему приходит человек в черном, заказавший ранее траурную мессу. Но подлинность послания многими исследователями ставится под сомнение.
Кто дописал Реквием для Моцарта?
Несмотря на активную работу и большую плодотворность автора, завершить начатый труд он так и не успел. Из существующих сегодня 12 частей произведения, официальное признание в качестве работ великого гения получили только первые семь, последняя из которых «Lacrymosa». Частичная работа была проделана над частями «Domine Jesu» и «Hostias». Но последние главы: «Sanctus», «Benedictus» и «Agnus Dei» создавались уже без его непосредственного участия.
По одной из версий, основой для Реквиема послужила написанная ранее и неопубликованная рукопись опуса ре-минор. Поэтому, чтобы выполнить столь объемную работу за короткий срок, композитору оставалось немного откорректировать партитуру.
Считается, что эти части были написаны учениками и последователями маэстро Зюсмайером и Эйблером. Частично для их написания использовался материал из первой части, а затем композиторы действовали согласно оставленным наброскам и указаниям.
Опасаясь, что загадочный заказчик потребует вернуть задаток и откажется оплачивать проделанную работу, после смерти Моцарта его жена написала письмо Эйблеру с просьбой завершить труд мастера. Но после непродолжительной работы над партитурой он отказался. Последующие письма к другим авторам также не увенчались успехом. Никто не хотел браться за выполнение заказа. И спасти положение был приглашен Зюсмайер, который довел дело до конца. О чем свидетельствует письмо жены Моцарта, в котором она утверждает, что несмотря на завершение работы другими композиторами, автором Реквиема остается ее муж, так как последующие сочинения выполнены по его наработкам и указаниям.
После смерти Моцарта его сочинение появилось в свете благодаря графу Вальзегг-Штупах, славившемуся любовью к музицированию и присвоению чужих работ. Впервые произведение прозвучало на похоронах жены графа, а партитура была подписана его именем. Поэтому историки полагают, что роль Черного человека в истории с заказом Реквиема принадлежит именно ему.