Научно-технический прогресс последнего столетия требовал создание больших промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов. В развитых государствах создавались целые отрасли для воплощения технической мысли ученых. Первые шаги в строительстве и эксплуатации объектов в атомной сфере, покорения космоса и создания новых видов вооружения зачастую оказывались и последними по причине техногенных катастроф.
Виды техногенных катастроф
Понятие техногенной катастрофы подразумевает под собой возникновение стихийных и негативных процессов на технологических объектах, повлекших массовые разрушения и человеческие жертвы, часто сопровождающиеся экологической катастрофой. Определение следует не путать с аварией и инцидентом. Инцидент – повреждение, отклонение от режимов работы или отказ технических устройств на объектах опасного производства. Авария – это чрезвычайное происшествие на производстве или на транспорте, угрожающее здоровью и жизни людей, повлекшее разрушение зданий, механизмов и транспорта с нанесением вреда окружающей природной среде. Авария возникает в результате инцидента и ведет к остановке производственных циклов. Различают индустриальные и транспортные катастрофы.
Индустриальные классифицируются на аварии по местам возникновения:
- АЭС с разрушением и загрязнением территории радиоактивными веществами;
- Экспериментальные ядерные установки в НИИ;
- Химические производства с попаданием ядовитых продуктов в ОС;
- Плотины и дамбы с прорывом воды;
- Очистные сооружения;
- Трубопроводы;
- Энергосистемы с полным блэкаутом;
- Водные коммуникации с экологической катастрофой и гибелью людей и прибрежной фауны;
- Падение авиатранспорта и сход с рельсов железнодорожных составов;
- Пожары разных классов, вызванные взрывом на объектах.
Бхопальская катастрофа
Одна из самых страшных техногенных трагедий по числу жертв, повлекшая по разным оценкам гибель от 4 до 20 тысяч человек. В результате повышения температуры кипения токсичного соединения метилизоцианата в емкости (39°С) на химическом заводе в индийском городе Бхопал произошла разгерметизация и выброс 42 тонн ядовитых паров в атмосферу. От последствий вдыхания этих паров в первые часы аварии погибло около 6 тыс. человек, люди слепли и теряли способность к передвижению, что усугубило ситуацию. Большое количество жертв объясняется плотным заселением близлежащих трущоб и железнодорожного вокзала. Трупы людей лежали повсюду, иногда целыми семьями. Срочно требовалась организация похорон тел погибших. По словам очевидцев, были организованы военные патрули с оружием для отпугивания бродячих собак и стервятников. Тела складывались в пирамиды и подверглись в массовом порядке сожжению по местным индуистским обычаям. Также организовывались массовые захоронения в общие могилы.
Чернобыльская трагедия на АЭС
26 апреля 1986 года произошел взрыв четвертого ректора на Чернобыльской АЭС. Из-за разрушения активной зоны реактора произошел выброс радиоактивных веществ в атмосферу. Загрязнено 200 тысяч км2. Из оборота земель сельскохозяйственного назначения выведено 5 млн. га. При ликвидации были уничтожены и закопаны десятки мелких населенных пунктов и сотни единиц личного транспорта населения. Создана 30 км зона отчуждения. Погиб 31 человек в течении первых 3 месяцев, в основном персонал станции и пожарные. В дальнейшем последствия высоких доз облучения унесли жизни еще 4 тыс. человек. Было эвакуировано более 115 тыс. человек.
Большинство ликвидаторов вывезли в 6-ую Московскую клиническую больницу, где они скончались в течении 1-3 месяцев. Захоронили героев на Митинском кладбище в Москве. Тела оборачивались в несколько слоев герметичной пленкой и укладывались в деревянные гробы. Сами гробы заворачивались в полиэтилен, затем помещались в цинковые, последние запаивались. После захоронения места погребения залили бетоном, послужившим экраном от радиации.
Авиационная катастрофа в Эфиопии
10 марта 2019 года произошла крупная авиационная катастрофа самолета Боинг 737 МАХ 8 компании Ethiopian Airlines. Погибли 157 человек, в числе которых граждане 35 стран мира. Причиной трагедии стала техническая неисправность. На 6 минуте после взлета самолет потерпел крушение с высоты 2700 м, достигнув скорости в момент столкновения с землей 1126 км/ч.
Из-за сильного удара произошел взрыв, ведь самолет не успел выработать всё топливо. В основном на месте крушения удалось собрать только фрагменты тел погибших, большинство сильно обгорели.
В середине марта в Эфиопии происходила церемония прощания с 12 жертвами этого крушения. В некоторых гробах вместо тел лежала земля с пеплом из-за невозможности обнаружения тел и продолжительной процедурой идентификации по ДНК. «Нам прислали землю вместо тела, потому что нет возможности опознать останки, чтобы передать для захоронения, – рассказал родственник одной из жертв. – Мы не успокоимся, пока не получим тело или хотя бы его часть». Прощание с экипажем произошло в аэропорту Боле. У сотрудников в руках были белые цветы – символ скорби в Эфиопии.