Каждая национальная культура придает моменту смерти и поминовения умершего очень большое значение. Особенности культур и религий налагают своеобразный отпечаток на аспекты национальных традиций. Эта страница посвящена особенностям похоронных традиций у Еврейского народа.
Последние часы жизни по иудейским традициям
C особым трепетом иудеи относятся к ритуалу покаяния. Принято считать, что именно размышления о грешных делах, что были содеяны человеком, переоценка и обдумывание, способны показать степень раскаяния человека, лежащего на предсмертном одре. При этом родственники должны быть тактичны в последние часы жизни человека и не напоминать ему лишний раз о таком непростом ритуале, как предсмертное покаяние.
Крайне важно, чтобы близкие люди находились подле умирающего до самого момента его смерти, человек по иудейским традициям ни в коем случае не должен встречать смерть в одиночестве.
Сразу после смерти человека необходимо прочесть специальною молитву – «Шма Исраэль». С этого момента в помещении, где находится тело умершего начинают действовать новые правила. Например, в комнате, где находится тело покойного нельзя употреблять пищу.
Подготовка к погребению
В еврейских традициях особе внимание уделяется целостности и подготовке тела умершего к похоронам. Отражается это в том, что вскрытие тела покойного производится только в исключительных случаях. На родственниках лежит ответственность за то, чтобы тело ни в коем случае не пострадало без веских причин. Кроме того, при возможности, похороны могут проводиться непосредственно в день смерти человека, необходимости ждать утра нет.
Стоит отметить, что у евреев отдельные правила связанны с субботой. В этот день родственники в трауре освобождаются от ряда ограничений, например, им разрешено употреблять мясо и пить вино.
Похороны
В традициях еврейского народа принято относиться к похоронам как к одной из главных почерствей, которую можно оказать близкому человеку. На мероприятии ценится умеренность, неадекватные проявления скорби, излишне эмоциональные выражения страданий тоже никак не приветствуются.
Важная чать похорон прочтение 91 главы Тиелим, эта глава обязательна, но помимо ее могут быть прочтены и другие. Делается это для того чтобы выпросить у Господа Бога прощение для души умершего, которое позволит избавить душу человека от страданий и наказаний.
Важное правило связано с теми, кто оказывается против своей воли рядом с похоронной процессией. Правильным тоном считается пройти небольшой отрезок вместе с процессией в знак уважения к покойному незнакомцу.
Существует традиция, призывающая близких родственников надрывать свое одеяние в момент похорон, для таких правил есть оговорка, на похоронную церемонию можно надевать не самую праздничную свою одежду, чтобы не навредить дорогим вещам. В случае, если детям доводится хоронить собственных родителей, то по традиции они обязаны надорвать все свои одеяния, носимые в момент похорон, кроме верхней теплой одежды. Кроме того, надорванная одежда после истечения траура может быть починена с разрешения раввина.
После того, как могила уже заспана землей, принято читать молитву Цидук а-дин. Далее, гости мужского пола, не состоящие в родстве, образуют коридор, через который проходят родные умершего, принимая соболезнования.
Трапеза после похоронного ритуала
В этом ритуале иудеи имеют интересную традицию. Дело в том, что данный стол готовят гости на похоронах, принося пишу специально для того, чтобы оказать поддержку тем самых для родственников покойного человека. Особое внимание уделяется хлебу и выпечке, именно такие яства принято приносить.
Семидневный траур
Семидневный траур после смерти родного человека имеет ряд особенностей в иудейской традиции, их детали описаны ниже:
- Запрещено покидать дом, во все дни кроме субботы;
- Нельзя сидеть на слишком высоком стуле;
- Обувь, носимая в эти дни, должна быть из кожи, даже частично;
- Запрещено здороваться с людьми;
- Нельзя заниматься стиркой и глажкой, надевать свежие постиранные одежды, постельное белье тоже не меняется;
- Нельзя трудиться, заниматься ремеслом;
- Любые сексуальные контакты исключены.
В период семидневного траура дом скорбящих родственников тоже преобразуется. Должны быть покрыты тканями картины и зеркала в доме, зажжена траурная свеча. Утром седьмого дня принято утешить скорбящего, тем самым завершить его траурный период.
В течение семи дней человек, пребывающий в трауре, должен читать молитву Кадиш, после которой читать 49 главу Теилим. После всех молитв принято приниматься за изучение глав из Мишны, это должно помочь душе покойного возвыситься.
Тридцатидневный траур
Полный срок траурного периода составляет 30 дней, таким образом последующие за 7 первыми днями дни тоже связаны с определенными ограничения:
- Запрещено делать стрижку и бриться, а также стричь ногти;
- Под запретом находится и выполнение банных процедур, можно делать исключения, умываться исключительно холодной водой;
- По прежнем нельзя надевать постиранные одежды и меня постельные белье;
- Так же запрещено здороваться и получать приветствия самому.
По истечение тридцатидневного поста принято устанавливать надгробие на могиле умершего. Причем оно должно быть достаточно скромным, не вычурным, по иудейским традициям. Не принято украшать могилу цветами и венками.
Траур по родителям
Это особый траурный период в культуре иудеев, длиться он 12 месяцев. Ограничения такой траурный период налагает следующие:
- Бритье и стрижка допускаются только в случае крайней необходимости;
- Запрещено участвовать в свадьбах;
- Нельзя обмениваться приветствиями;
- Нужно сменить место в синагоге.
Следует оговориться о том, что если траурные дни выпадают на религиозный праздник, то его врем праздника принято прерывать.
Годовщина смерти – день памяти
Это мероприятие проводится в ближайшую субботу, предшествующую дате смерти человека. В такой день принято вспоминать хорошее о покойном молиться о нем и зажигать поминальную свечу. Есть специальный вод молитв предназначенный для чтения в такой день: Главы Мишны, отдельные главы Талим.