Похоронные обряды чувашей

В современном мире все сложнее сохранять и исполнять традиции предков, но у небольших народностей (чаще всего у жителей севера) еще встречаются традиционные погребальные обряды, берущие свое начало из языческих верований. Один из таких народов – чуваши. В силу разделения народности в средние века у жителей разных регионов ритуалы похорон сильно различаются. Представители юга сохранили более аутентичные обряды, которые практически не были подвержены распространяющейся христианизации, тогда как у представителей севера прежние традиции встречаются исключительно в виде преданий и легенд.

Похоронные обряды южных чувашей

Южные чуваши готовятся к смерти заранее, разумеется, если речь не идет о скоропостижной кончине. При приближении трагического часа в доме умирающего собирается вся родня и соседи. И ночью и днем по очереди дежурят рядом с кроватью, чтобы не пропустить момент последнего вздоха.

Пока человек жив, он дает свое благословение родственникам, а также лично выступает в качестве распорядителя собственными похоронами. Умирающий сам определяет, кто из собравшихся будет отвечать за ключевые моменты похорон:

  • Обмывать тело;
  • Строгать гроб;
  • Рыть могилу.

Когда человек испускает дух, один из родственников должен быстро изловить курицу, сломать ей шею над постелью усопшего, а затем выбросить на улицу. Омовение осуществляют движущееся водой (из рек).

Одежда должна быть непременно чистой. Ее покойный выбирает из собственного гардероба на свое усмотрение. Одетое тело укладывают на скамью поверх заранее подготовленного войлочного одеяла, разворачивая труп головой к переднему углу дома.

Один из родственников строгает гроб, женщины быстро замешивают тесто и пекут ритуальную лепешку. Затем ее рвут на куски, разбрасывая среди срезанных опилок с добрыми пожеланиями и благословением. В это же время другие родственники отправляются на кладбище, чтобы выкопать могилу. Перед началом работ нужно задобрить «Главу кладбища». На место, указанное умершим, бросают кусок сыра и свежего хлеба. Затем приступают к копке, при этом первым лопату в землю погружает человек, назначенный покойным.

Похоронить усопшего нужно в день смерти, поэтому все этапы выполняют максимально быстро. Если смерть наступила ночью, основные обряды начинают производить с рассветом.

Когда могила готова, в дом усопшего отправляется гонец и начинается ритуал погребения. Тело ненадолго задерживается в дверях, а жена или муж три раза произносит одну фразу: «Ты уже умер, не бойся». Перед тем, как опускать гроб в могилу его трижды раскачивают над ямой и те же слова: «Ты уже умер не бойся». Усопшего спускают на лубяных веревках и втыкают в землю в области изголовья две монеты. Если человек умер в молодом возрасте, жену просят отпустить мужа и не мешать ему жениться, а мужа – не гневаться на жену, если та выйдет за муж, а он пусть сам найдет супругу на том свете.

Важное значение в похоронных обрядах у чувашей занимает ополаскивание усопшего. Плакальщицы закрывают лица руками и низко склоняются над умершим перед выносом тела, а затем повторят процедуру непосредственно перед спуском в могилу.

По возвращению домой телегу не ставят в сарай три дня. Использовать ее в это время также нельзя. Пока более молодые члены семьи проводят обряд погребения, старухи остаются дома тщательно вымывать комнаты и готовить поминальную кашу. Варят ее на дровяной печи, разводя огонь при помощи стружек, оставшихся от гроба.

Северные обряды

От старинных обрядов у северных чувашей сегодня практически ничего не осталось. Жители городов полностью перешли на традиционные для христианства таинства погребения. Но старики и жители деревень еще помнят основополагающие для исконной веры чувашей обычаи:

  • Сразу после смерти один из родственников выносил во двор свежее яйцо и бросал его в сторону огорода с просьбой принять новоприставившегося;
  • В день смерти в дом покойного собирались соседи, знакомые и родня, принося с собой угощение;
  • Глаза, нос рот и уши закрывались кусочками шелка, чтобы представ перед Всевышним, на вопрос: «Кто еще в доме может умереть?» усопший не смог бы ответить. Эти лоскуты снимались перед засыпанием могилы и укладывались в ногах. Чуваши верили, что если мертвец дотянется до них и съест, в деревне будет много смертей;
  • Нести гроб покойного должны его ровесники: старика – старики, ребенка – дети;
  • Солому, на которой совершали омовение, стружки гроба и прочие вещи, использованные в приготовлениях, выносили из дома вслед за усопшим и оставляли рядом с могилой;
  • На землю в изголовье клали кусочки еды и питья для духа умершего.

Перед уходом с кладбища северные чуваши обходили могилу вокруг, а затем шли до самого дома не оглядываясь. В доме оставалась хозяйка и готовила традиционную кашу, но пришедших на похороны не звали в дом и не угощали. Все инструменты: топоры для гроба и лопаты для копки могилы оставляли во дворе у покойного. Пользоваться ими разрешалось по прошествии трех дней.

Поминальная трапеза

У чувашей организация поминок в первый год называется тризной и проходит в четыре этапа:

  • На третий день;
  • Вечерняя тризна в первый четверг;
  • Большая тризна;
  • Введение усопшего в круг ранее умерших.

Все перечисленные выше трапезы организуют один раз. По завершению годового срока по умершему справляют обычные поминки, на которых принято вспоминать всех умерших предков. Они также проходят четыре раза в год и приурочены к основным поминальным праздникам. Вместе с родными в эти дни принято вспоминать усопших знакомых, умерших в пути или ставших жертвами несчастных случаев.

Share on facebook
Facebook
Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp

Ритуальное бюро «Мир Иной» © 2019

Рейтинг Google 17 голосов
5/5

Филиалы в регионах