Сегодня традиция снимать на камеру процесс прощания с умершим кажется дикой. Но еще в конце прошлого века на территории бывшего СССР фотограф на похороны приходил обязательно. При этом в отдаленных селениях привычка фотографировать покойного осталась до сих пор и активно практикуется, особенно среди старшего поколения.
Посмертные портреты Петра Великого
Фотосессии на похоронах вошли в моду в 90-х годах XIX столетия и просуществовали вплоть до конца XX века. При этом многие историки отправной точкой, повлиявшей на формирование погребальных фотографических традиций, считают похороны Петра I. Сразу два известных художника пожелали написать его посмертные портреты, что, возможно, повлияло на формирование общественного мнения.
Однако большинство теоретиков полагают, что история популярности погребальных фото значительно моложе и относится ко временам гражданской войны. Тогда погибших солдат часто фотографировали для газетных публикаций, чтобы страна знала героев в лицо. Умереть за родину считалось большой честью, поэтому снимки вызывали у людей только позитивные чувства. Из этих фотографий даже составляли особые альбомы, хранившие историю революции в России.
Кроме того, в начале прошлого века перед началом сеанса в кинотеатрах было принято демонстрировать не рекламу новинок, а кадры с похорон великих и знаменитых людей: П. Столыпин, А. Куинджи и т.д. Все это формировало в общественном сознании моду на увековечивание посмертных образов, получившая массовое распространение в 70-80-х годах XX века, когда в продаже появились первые фотокамеры, работающие в полуавтоматическом режиме.
Правила фотосъемки на похоронах
Несмотря на кажущуюся стихийность таких карточек, погребальные фотосессии имели свои каноны и правила. Со временем они дополнялись или трансформировались под влиянием меняющегося общественного мнения. Так, изначально, позируя фотографу было принято смотреть в камеру. Но после 1930-х годов эта традиция изменилась, уступив более «живым» снимкам. Теперь родственники смотрели в сторону усопшего, отдавая ему дань уважения. В процессе съемки фотограф обязательно должен был запечатлеть:
- Лицо покойного крупным планом;
- Близких родственников у гроба (чаще всего их выстраивали в ряд или полукругом);
- Момент положения в гроб православной атрибутики;
- Групповое фото со всеми пришедшими проститься;
- Траурную процессию;
- Крест или металлическое надгробие с табличкой и звездой (для ветеранов ВОВ);
- Само место погребения. Снимки включали общее фото и отдельно могилу, украшенную венками;
- Несколько кадров с поминок.
На советских фото умершего всегда снимали с закрытыми глазами, лежа в гробу. Одежда традиционно была простого кроя из хлопка или льна. Впоследствии ее сменили классические костюмы для мужчин и строгие платья для женщин. Улыбки или показная радость возбранялись. Впрочем, как и чрезмерные страдания. Независимо от состояния родных, фото должны были получаться торжественно спокойными, без лишних эмоций и слез.
Считается, что каноны погребальной фотографии были позаимствованы у иконописи. Люди на фото, их позы, выражения лиц, а также расположение гроба копируют старинные иконы: «Положение Спасителя во гроб» и «Успение Пресвятой Богородицы».
Для чего их делали?
Точного ответа на этот вопрос нет. Однако ученые из университета антропологии, предполагают, что таким образом русские люди фиксировали разные переходные состояния. Погребальная фотография дополнила ряд поочередных кадров, которые хранили историю развития человека от рождения до смерти. Людям было важно вспоминать, кто пришел на похороны, видеть лицо усопшего, иметь возможность передать эти знания будущим поколениям. Еще одним мнение считается дороговизна услуги при жизни, не все советские люди могли себе позволить сделать семейное фото, однако, когда человек умирал, его пытались запечатлеть в кругу всех родных и близких. Эти фотокарточки прикреплялись к семейному архиву, а на годовщину смерти обязательно пересматривались.
Впрочем, что касается будущих поколений, то общество XXI века кардинально изменило отношение к погребальным фото. Современные люди, относящиеся к постхристианскому обществу, стали больше бояться смерти. Они тяжелее переживают смерть близких людей и хотят запомнить их живыми. Возможно, это одна их ключевых причин, из-за которой фотографы на похоронах перестали пользоваться популярностью.