Отношение церкви к кремации

Большинство верующих христиан убеждены, что кремирование останков запрещено и причисляется едва ли не к одному из смертных грехов. На самом деле, отношение церкви к сжиганию биологической оболочки не столь однозначно и, по большей части, носит символический характер.

У истоков язычества

Первые ритуалы сожжения трупов, задокументированные археологами, относятся к 1200 году до н.э. Активно этот вид похорон использовали Древние Греки и Римляне, считая, что огонь очищает душу покойного. На территории Древней Руси и у большинства славянских народов сожжение усопших также практиковалось. Упоминается кремация и в Ветхом завете, однако священное писание приписывает этот ритуал языческим народам. В целом, главная религиозная книга всех христиан не порицает, но и не поощряет сожжение, поэтому даже после распространения веры по европейской части континента, погребальные костры продолжали полыхать в большинстве стран Западной Европы.

Ситуация в корне меняется с приходом к власти Карла Великого. В 785 году основатель империи Каролингов официально запрещает кремацию, решив, что она противоречит святому писанию. Идея быстро распространилась среди народов, успевших принять христианство, и надолго закрепилась в сознании людей, чему способствовали правовые особенности средневековья. За нарушение закона родственникам усопшего грозила смертная казнь, поэтому вплоть до 50-х годов XVIII столетия, умерших предпочитали погребать в земле.

Традиция так сильно укоренилась в человеческом сознании, что даже во времена эпидемий, когда мест на кладбищах не хватало, трупы предпочитали сваливать в общие могилы, но оставлять тела нетронутыми. Именно в таком виде христианскую веру унаследовала православная ветвь, поставив языческое сжигание тел вне закона.

Жесткое требование или рекомендация?

В середине прошлого столетия внимание на вопросы погребения умерших обратили представители медицины. Во время всемирного съезда во Флоренции была принята резолюция, возвращавшая кремацию к жизни, как необходимую меру в борьбе за жизни людей. Медики объяснили свое требование возрастающей угрозой заражения. Разрастаясь с невероятной скоростью, кладбища подбирались все ближе к жилым районам, грозили населению новыми эпидемиями и инфекционными заболеваниями. Религиозной общине ничего не оставалось, как согласиться с резонностью научных заявлений.

Сегодня кремация умерших официально разрешена такими религиями, как буддизм, синтоизм, индуизм и т.д. К сожжению тел прибегают многие племенные народы, поклоняющиеся языческим богам. Строгий запрет на сжигание остался в исламе, иудаизме, а также среди последователей греческой православной церкви. Что касается других ветвей православия, категорических запретов в них не предусмотрено.

Впрочем, поощрений для сожжения усопших в православной вере также нет:

  • Тело человека считается храмом божьим, который апостол Павел наказывал верующим беречь;
  • Православных погребают аналогично тому, как некогда был погребен Иисус Христос;
  • Погребение в землю является символом вечной жизни и дает надежду на воскрешение.

Если прихожане сталкиваются с проблемой выбора способа похорон, батюшка обязан рассказать обо всех таинствах и предостеречь верующих христиан от сожжения плоти. Однако бывают ситуации в которых кремация является единственно возможным методом. Например, когда смерть наступает в результате опасного инфекционного заболевания, и законом предусмотрена утилизация биологического материала. Или же условие обязательной кремации прописано в волеизъявлении покойного. В этом случае священник вправе совершать чин погребения по умершему и проводить отпевание, в том числе, заочно (без присутствия тела покойного).

Как отмечают сами священнослужители, независимо от того, как было захоронено тело, наша оболочка рано или поздно полностью истлеет, превратившись в прах. В писании идет речь о воскрешении всех истинно верующих христиан, независимо от сохранности плоти. Погребение в землю носит символический характер. Священным Синодом был издан указ, согласно которому церковь не в праве отлучать или осуждать людей, избравших кремацию. Однако отношение к ней должно оставаться негативным.

Согласно Библии значение для умершего имеет не способ похорон, а обязательное чтение молитвы. Поэтому панихиду рекомендуется проводить не только на традиционных похоронах, но и при выборе кремации.

Share on facebook
Facebook
Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp

Ритуальное бюро «Мир Иной» © 2019

Рейтинг Google 17 голосов
5/5

Филиалы в регионах