Индия одна из немногих стран в мире, где организация похорон и основные обряды не менялись на протяжении сотен лет. Современному европейцу некоторые ритуалы могут показаться варварскими и жестокими. Однако для самих индусов каждое действие имеет священный смысл и должно быть проведено в четкой последовательности. Только так родственники могут уверены в благополучии усопшего в загробном мире.
Подготовка тела
Сразу после смерти тело человека необходимо правильно подготовить к дальнейшему путешествию. Как и любая религия, индуизм предписывает омовение трупа, однако на этом подготовительный этап не заканчивается:
- Всю растительность на теле мужчин тщательно выбривают. Женщинам волосы выжигают факелом. При этом, если в сборах участвует сын умершей, он должен сидеть в изголовье матери, отвернувшись спиной;
- В Индии все реки считаются священными, поэтому для омовения усопшего используется исключительно речная вода. Чаще всего подготовку к кремации проводят на набережной реки Ганг. Ежедневно здесь сжигается порядка 400 человек;
- Чистое тело натирают специальными составами из меда, ароматических масел и йогурта. Во время процедуры все присутствующие читают мантры;
- Зажиточные индусы увешивают тела покойных цветами, нанизанными на длинные нити. Бедные семьи ограничиваются священной тиной, которую нужно достать из реки;
- Лицо разрисовывают ритуальными символами, а лобную часть осыпают рисом.
Только после этого труп готов к облачению. Траурные одежды индусов шьют из белых или бежевых тканей, ценность которых зависит от финансового состояния покойного. Затем тело оборачивают в новый саван и накрывают ярким покрывалом.
Оплата кострища и кремация
Крематориев, работающих на электричестве или газовом топливе в стране мало, а стоимость их услуг по карману далеко не каждому человеку. Поэтому цивилизованным и привычным для большинства европейцев способом, здесь могут воспользоваться только состоятельные люди, знаменитости, политики или иностранные граждане. Впрочем, подавляющее большинство коренного населения этот факт не смущает. Основная масса индусов придерживается ортодоксальных традиций и осознанно отдает предпочтение погребальному костру.
Кострище укладывается в форме священной пирамиды высотой 1 метр. Этот стандарт действует для всех каст. Учитывая объем древесины, необходимый для одних похорон, обряд сожжения обходится семье в крупную сумму, поэтому многие жители начинают откладывать деньги «на смерть» с раннего возраста. Для сжигания высокопоставленных персон специально заготавливают ветки сандалового дерева.
Когда костер на половину истлевает, близкий родственник должен проломить обгоревший череп покойного, чтобы выпустить его дух на волю.
Погребальные костры считаются наиболее предпочтительным способом прощания с усопшими, но и самым затратным. Из 7 миллионов умерших за год, только 300 тысяч человек удостаиваются чести обратится в прах на набережной в Варанаси. Если у семьи нет денег на классическое сожжение, допускаются другие варианты. Например, захоронение останков в землю, распространенной среди низших каст.
Запрет на сжигание и обряд самопожертвования
Не все категории индусов допускаются к церемониальному сожжению. Под запрет попадают:
- Дети младше 12 лет;
- Целомудренные девушки;
- Беременные женщины;
- Монахи и «садху».
Считается что души этих людей по определению невинны и не нуждаются в очищении огнем. Их хоронят на плотах, которые оправляют в плавание вниз по течению реки Ганг. Также к кремации не допускаются умершие от яда кобры, больные лепрой и бедняки, которые не в состоянии оплатить ритуал.
Еще одной кровавой традицией у индусов долгое время оставался обряд сати. Фактически это сожжение заживо, которому на протяжении многих веков подвергались вдовы. Предполагается, что потеряв мужа, женщина должна добровольно взойти на погребальный костер и разделить участь супруга.
Сегодня этот обряд официально запрещен на государственном уровне. Проведение сати карается по закону. Если становится известно, что вовремя кремации истязанию был подвергнут живой человек, под судебное преследование попадают не только организаторы погребального костра и родственники, но и люди, ставшие свидетели сати.