Особенности похорон в Древнем Риме

Особенности похорон в Древнем Риме

Считается, что проведение и организация похорон в Риме дохристианского периода не имела большого значения в обществе. От части это убеждение связано с отсутствием достоверных письменных источников, так как традиции погребальных обрядов того времени передавались из поколения в поколение исключительно в устной форме. Однако некоторые античные авторы все же запечатлели в своих произведениях детали прощальных ритуалов одного из самых могущественных государств древнего мира.

Подготовка к кремации

Именно в Древнем Риме медицина, до того практиковавшаяся знахарями и колунами, получила статус науки, а вместе с ним официальную государственную поддержку и развитие. Тем не менее на протяжении многих веков, принципы постановки диагнозов оставляли желать лучшего. Например, заключение о смерти делали только по наличию дыхания. Если человек признавался умершим, родственники посылали гонца в храм Венеры Либитины, жрецы которого хранили все необходимые принадлежности и заведовали похоронными обрядами. Для подготовки к прощанию в дом покойного отправлялись рабы жрецов, выполнявшие стандартные ритуалы:

  • омовение тела теплой водой;
  • облачение в погребальные одежды;
  • умащение благовониями;
  • восстановление цвета и контуров лица при помощи косметических средств, изготовленных на основе крупчатки;
  • вложение в рот или горло монет, для оплаты услуг в загробном мире.

На протяжении всей процедуры приготовления, храмовники продолжали громко звать усопшего по имени, на тот случай, если диагноз был поставлен преждевременно. 

После подготовительного процесса, останки знатного римлянина выставляли в атриумах или во дворе, чтобы в течение последующих семи дней все желающие могли проститься с ним. Поэтому внешнему виду привилегированной особы, придавалось большое значение. Если лицо было сильно обезображено, изготавливалась специальная посмертная маска, передающая черты умершего. 

Одежда и убранство смертного ложа зависели от благосостояния семьи. Если при жизни человек занимал важные государственные посты или имел награды, их обязательно надевали. Перед входом в атриум или двор, устанавливали ветку кипариса, возвещавшую прохожим о том, что в доме покойный.

Траурная процессия

На восьмой день по городу проезжали глашатаи, уведомляя о предстоящих похоронах. Процессия выстраивалась в строго установленном порядке:

  • ликторы (если умирал высокопоставленный чиновник);
  • храмовник, заведующий обрядом погребения;
  • музыканты с трубами;
  • сатиры, исполняющие ритуальные танцы;
  • рабы, получившие свободу после смерти хозяина;
  • мим, загримированный под усопшего;
  • мимы, изображающие ранее почивших предков;
  • охранник тела;
  • носилки с покойным. Долгое время в римских городах были запрещены колесницы, поэтому умершего до места кремации несли на руках близкие родственники;
  • носилки с атрибутами власти;
  • друзья, знакомые, коллеги;
  • женщины;
  • рабыни и плакальщицы.

На церемонию прощания мужчины облачались в специальные туники без колец. Женщины шли с неулаженными волосами и в растрепанных платьях, что олицетворяло глубокую скоробь и стенания. Особый ритуал существовал для плакальщиц. Все испускаемые вопли режиссировались главной служанкой. Она же учила молодых рабынь, как нужно рвать на себе волосы и царапать щеки в знак большой утраты.  

Вначале шествие направлялось к форуму, где покойного выставляли на всеобщее обозрение, а сын умершего, его близкий родственник или соратник произносил торжественную речь. После чего процессия двигалась дальше, в сторону уже собранного погребального костра.

Кремация и захоронение останков

Кроме тела, в кремационном костре сгорали вещи, которыми ежедневно пользовался римлянин, а также куски жертвенных животных и предметы, необходимые для жизни в загробном царстве. Мать, жена и дочери усопшего нередко вырывали волосы, расцарапывали до крови грудь и лицо, после чего все эти «дары» скорби также бросали в пламя. 

Иногда рядом с костром устраивали бои гладиаторов, в результате которых на тот свет отправлялось еще порядка 120 человек.

Когда костер затухал, женщины из близкого окружения, предварительно вымыв руки, собирали кости и не истлевшие части предметов в погребальные урны, а затем захоранивали их в земле за городом. Над местом похорон устанавливали небольшие каменные плиты, на которых были выгравированы личные данные, титул и должность при жизни. В большинстве случаев, места выбирали вблизи главных дорог, чтобы любой путник мог почтить память покойного.   

Похороны простолюдина и молодых римлян

Люди бедного сословия не могли претендовать на пышное погребение. Их хоронили в общих могильниках, напоминающих колодцы, плотно закрывавшиеся каменной плитой. Каждый вечер служители открывали ямы на несколько часов, чтобы захоронить всех умерших. Похороны проводили на третий день. Бедняка доставляли к могиле на узких носилках, после чего служители сбрасывали трупы в общую яму, нередко отбирая у представителей низших сословий то немногое, чем снабдила их семья — саваны и монеты.

Смерть в молодом возрасте считалась недостойной. Поэтому даже богатые семьи старались не афишировать такое происшествие, сжигая родных под покровом ночи и без должных регалий. Римляне не оплакивали младенцев, а траур по более взрослым детям (до 10 лет) длился столько месяцев, сколько полных лет исполнилось ребенку.

Share on facebook
Facebook
Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp

Ритуальное бюро «Мир Иной» © 2019

Рейтинг Google 17 голосов
5/5

Филиалы в регионах