Считается, что проведение и организация похорон в Риме дохристианского периода не имела большого значения в обществе. От части это убеждение связано с отсутствием достоверных письменных источников, так как традиции погребальных обрядов того времени передавались из поколения в поколение исключительно в устной форме. Однако некоторые античные авторы все же запечатлели в своих произведениях детали прощальных ритуалов одного из самых могущественных государств древнего мира.
Подготовка к кремации
Именно в Древнем Риме медицина, до того практиковавшаяся знахарями и колунами, получила статус науки, а вместе с ним официальную государственную поддержку и развитие. Тем не менее на протяжении многих веков, принципы постановки диагнозов оставляли желать лучшего. Например, заключение о смерти делали только по наличию дыхания. Если человек признавался умершим, родственники посылали гонца в храм Венеры Либитины, жрецы которого хранили все необходимые принадлежности и заведовали похоронными обрядами. Для подготовки к прощанию в дом покойного отправлялись рабы жрецов, выполнявшие стандартные ритуалы:
- омовение тела теплой водой;
- облачение в погребальные одежды;
- умащение благовониями;
- восстановление цвета и контуров лица при помощи косметических средств, изготовленных на основе крупчатки;
- вложение в рот или горло монет, для оплаты услуг в загробном мире.
На протяжении всей процедуры приготовления, храмовники продолжали громко звать усопшего по имени, на тот случай, если диагноз был поставлен преждевременно.
После подготовительного процесса, останки знатного римлянина выставляли в атриумах или во дворе, чтобы в течение последующих семи дней все желающие могли проститься с ним. Поэтому внешнему виду привилегированной особы, придавалось большое значение. Если лицо было сильно обезображено, изготавливалась специальная посмертная маска, передающая черты умершего.
Одежда и убранство смертного ложа зависели от благосостояния семьи. Если при жизни человек занимал важные государственные посты или имел награды, их обязательно надевали. Перед входом в атриум или двор, устанавливали ветку кипариса, возвещавшую прохожим о том, что в доме покойный.
Траурная процессия
На восьмой день по городу проезжали глашатаи, уведомляя о предстоящих похоронах. Процессия выстраивалась в строго установленном порядке:
- ликторы (если умирал высокопоставленный чиновник);
- храмовник, заведующий обрядом погребения;
- музыканты с трубами;
- сатиры, исполняющие ритуальные танцы;
- рабы, получившие свободу после смерти хозяина;
- мим, загримированный под усопшего;
- мимы, изображающие ранее почивших предков;
- охранник тела;
- носилки с покойным. Долгое время в римских городах были запрещены колесницы, поэтому умершего до места кремации несли на руках близкие родственники;
- носилки с атрибутами власти;
- друзья, знакомые, коллеги;
- женщины;
- рабыни и плакальщицы.
На церемонию прощания мужчины облачались в специальные туники без колец. Женщины шли с неулаженными волосами и в растрепанных платьях, что олицетворяло глубокую скоробь и стенания. Особый ритуал существовал для плакальщиц. Все испускаемые вопли режиссировались главной служанкой. Она же учила молодых рабынь, как нужно рвать на себе волосы и царапать щеки в знак большой утраты.
Вначале шествие направлялось к форуму, где покойного выставляли на всеобщее обозрение, а сын умершего, его близкий родственник или соратник произносил торжественную речь. После чего процессия двигалась дальше, в сторону уже собранного погребального костра.
Кремация и захоронение останков
Кроме тела, в кремационном костре сгорали вещи, которыми ежедневно пользовался римлянин, а также куски жертвенных животных и предметы, необходимые для жизни в загробном царстве. Мать, жена и дочери усопшего нередко вырывали волосы, расцарапывали до крови грудь и лицо, после чего все эти «дары» скорби также бросали в пламя.
Иногда рядом с костром устраивали бои гладиаторов, в результате которых на тот свет отправлялось еще порядка 120 человек.
Когда костер затухал, женщины из близкого окружения, предварительно вымыв руки, собирали кости и не истлевшие части предметов в погребальные урны, а затем захоранивали их в земле за городом. Над местом похорон устанавливали небольшие каменные плиты, на которых были выгравированы личные данные, титул и должность при жизни. В большинстве случаев, места выбирали вблизи главных дорог, чтобы любой путник мог почтить память покойного.
Похороны простолюдина и молодых римлян
Люди бедного сословия не могли претендовать на пышное погребение. Их хоронили в общих могильниках, напоминающих колодцы, плотно закрывавшиеся каменной плитой. Каждый вечер служители открывали ямы на несколько часов, чтобы захоронить всех умерших. Похороны проводили на третий день. Бедняка доставляли к могиле на узких носилках, после чего служители сбрасывали трупы в общую яму, нередко отбирая у представителей низших сословий то немногое, чем снабдила их семья — саваны и монеты.
Смерть в молодом возрасте считалась недостойной. Поэтому даже богатые семьи старались не афишировать такое происшествие, сжигая родных под покровом ночи и без должных регалий. Римляне не оплакивали младенцев, а траур по более взрослым детям (до 10 лет) длился столько месяцев, сколько полных лет исполнилось ребенку.