Во все времена расположению некрополей уделялось большое внимание. Однако со временем многие старинные кладбища поглотили разрастающиеся мегаполисы. Самым логичным вариантом в этом случае была бы эксгумация останков с их последующим перезахоронением в более отдаленных районах. К сожалению, далеко не всегда государственные органы находили ресурсы для цивилизованного, но затратного и долгосрочного проекта. В результате многие исторические захоронения были попросту стерты с лица земли. И сильнее всего некрополи пострадали во времена Советского Союза, когда практиковался атеистический и рациональный подход к землепользованию.
Города, построенные на костях
Большинство христианских кладбищ вплоть до начала XX века располагалось на территории монастырей или церковных приходов. Представителей знатных сословий и вовсе хоронили в костелах или фамильных усыпальницах внутри храмов, построенных на средства семьи. Поэтому в ходе антирелигиозной политики СССР и последующей конфискации всего церковного имущества, эти захоронения пострадали одними из первых. Такие могилы были разорены еще до «ударных пятилеток» и массового роста крупных городов. То, что сегодня называют варварством и вандализмом на стыке эпох поощрялось государство и носило название – ликвидации и экспроприации.
В последствие руководством ряда государственных музеев были предприняты попытки сохранить многовековое наследие некрополей, но статус музейных экспонатов получили считанные единицы. Большинство надгробий, представляющих ценность и являющих собой настоящие произведения искусства, а также ритуальная атрибутика (позолоченные иконы и иконостасы, подсвечники, статуэтки и др.) не всегда переходили в распоряжение государства. След одних изделий терялся в бездонной пропасти бюрократического аппарата, другие и вовсе пропадали без описи и регистрации.
По истине колоссальных масштабов ликвидация кладбищ приобрела во время правления И. В. Сталина. На территории современной России больший урон получили некрополи крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. Ново-Алексеевское и Скорбященское кладбище были уничтожены полностью. Основную часть могил на территории Смоленского некрополя также сровняли с землей. Только единичные захоронения, например, могила Н.В Гоголя была перенесена на Новодевичье кладбище. Также силами общественности удалось сохранить Тихвинское и Волковское кладбище, которые были признаны культурно значимыми объектами.
В Беларуси ликвидация кладбищ имела не меньший размах. Только на территории Минска за время строительства нового социалистического общества бесследно исчезли кладбища на Сторожовке и Золотой Горке, перестали существовать древнейшие лютеранские и еврейские некрополи.
Темпы разорения некрополей значительно сократились после Второй мировой войны. Тем не менее порядка 95% исторического наследия в результате перевода кладбищенских земель под городскую застройку было безвозвратно утеряно. Могильные камни, представляющие собой большую культурную ценность, стали строительным материалом в основании дорог и фундаментов новостроек. А судьба истлевших останков и вовсе остается под вопросом.
Наследие эпохи «великих разрушений»
Сегодня к церквям и кладбищам вернулся их первоначальный статус. Сносить или ликвидировать могилы запрещено на законодательном уровне, а за вандализм грозит административное, а в некоторых случаях уголовное наказание. Но практически вековая история социалистического прошлого не могла уйти незаметно:
- По санитарным нормам, организовывать некрополи положено в отдалении от населенных пунктов, поэтому захоронения на территории монастырских и церковных земель (за исключением особых случаев) строго запрещены.
- Некрополи стали восприниматься как нечто неуютное и эстетически не привлекательное. Даже в центре городов, квартиры с видом на старые кладбища уступают в цене более перспективным новостройкам.
- Кладбища все чаще пытаются спрятать от глаз живых за высокими изгородями, заменяя кресты на небольшие плиты или превращая в парки.
- С улиц пропали пышные похоронные процессии, а сам ритуал погребения приобрел оттенок канцеляризма и утратил былую духовность.
Вид кладбищ также претерпел серьезные изменения. Нет разграничений на бедных и богатых, могилы располагаются согласно утвержденному плану, а основная часть надгробий – это типовые памятники. При этом большее внимание стало уделяться доступности мест захоронения, их соответствию санитарно-эпидемиологическим нормам, а не религиозным соображениям. Вернув должное почтение мертвым, жизнь в современном обществе так или иначе берет верх над смертью, оставляя ей невостребованные территории.