Ликвидация кладбищ в Советском союзе

Во все времена расположению некрополей уделялось большое внимание. Однако со временем многие старинные кладбища поглотили разрастающиеся мегаполисы. Самым логичным вариантом в этом случае была бы эксгумация останков с их последующим перезахоронением в более отдаленных районах. К сожалению, далеко не всегда государственные органы находили ресурсы для цивилизованного, но затратного и долгосрочного проекта. В результате многие исторические захоронения были попросту стерты с лица земли. И сильнее всего некрополи пострадали во времена Советского Союза, когда практиковался атеистический и рациональный подход к землепользованию.

Города, построенные на костях

Большинство христианских кладбищ вплоть до начала XX века располагалось на территории монастырей или церковных приходов. Представителей знатных сословий и вовсе хоронили в костелах или фамильных усыпальницах внутри храмов, построенных на средства семьи. Поэтому в ходе антирелигиозной политики СССР и последующей конфискации всего церковного имущества, эти захоронения пострадали одними из первых. Такие могилы были разорены еще до «ударных пятилеток» и массового роста крупных городов. То, что сегодня называют варварством и вандализмом на стыке эпох поощрялось государство и носило название – ликвидации и экспроприации.

В последствие руководством ряда государственных музеев были предприняты попытки сохранить многовековое наследие некрополей, но статус музейных экспонатов получили считанные единицы. Большинство надгробий, представляющих ценность и являющих собой настоящие произведения искусства, а также ритуальная атрибутика (позолоченные иконы и иконостасы, подсвечники, статуэтки и др.) не всегда переходили в распоряжение государства. След одних изделий терялся в бездонной пропасти бюрократического аппарата, другие и вовсе пропадали без описи и регистрации.

По истине колоссальных масштабов ликвидация кладбищ приобрела во время правления И. В. Сталина. На территории современной России больший урон получили некрополи крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. Ново-Алексеевское и Скорбященское кладбище были уничтожены полностью. Основную часть могил на территории Смоленского некрополя также сровняли с землей. Только единичные захоронения, например, могила Н.В Гоголя была перенесена на Новодевичье кладбище. Также силами общественности удалось сохранить Тихвинское и Волковское кладбище, которые были признаны культурно значимыми объектами.

В Беларуси ликвидация кладбищ имела не меньший размах. Только на территории Минска за время строительства нового социалистического общества бесследно исчезли кладбища на Сторожовке и Золотой Горке, перестали существовать древнейшие лютеранские и еврейские некрополи.

Темпы разорения некрополей значительно сократились после Второй мировой войны. Тем не менее порядка 95% исторического наследия в результате перевода кладбищенских земель под городскую застройку было безвозвратно утеряно. Могильные камни, представляющие собой большую культурную ценность, стали строительным материалом в основании дорог и фундаментов новостроек. А судьба истлевших останков и вовсе остается под вопросом.      

Наследие эпохи «великих разрушений»

Сегодня к церквям и кладбищам вернулся их первоначальный статус. Сносить или ликвидировать могилы запрещено на законодательном уровне, а за вандализм грозит административное, а в некоторых случаях уголовное наказание. Но практически вековая история социалистического прошлого не могла уйти незаметно:

  • По санитарным нормам, организовывать некрополи положено в отдалении от населенных пунктов, поэтому захоронения на территории монастырских и церковных земель (за исключением особых случаев) строго запрещены.
  • Некрополи стали восприниматься как нечто неуютное и эстетически не привлекательное. Даже в центре городов, квартиры с видом на старые кладбища уступают в цене более перспективным новостройкам.
  • Кладбища все чаще пытаются спрятать от глаз живых за высокими изгородями, заменяя кресты на небольшие плиты или превращая в парки.
  • С улиц пропали пышные похоронные процессии, а сам ритуал погребения приобрел оттенок канцеляризма и утратил былую духовность.

Вид кладбищ также претерпел серьезные изменения. Нет разграничений на бедных и богатых, могилы располагаются согласно утвержденному плану, а основная часть надгробий – это типовые памятники. При этом большее внимание стало уделяться доступности мест захоронения, их соответствию санитарно-эпидемиологическим нормам, а не религиозным соображениям. Вернув должное почтение мертвым, жизнь в современном обществе так или иначе берет верх над смертью, оставляя ей невостребованные территории.

Share on facebook
Facebook
Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp

Ритуальное бюро «Мир Иной» © 2019

Рейтинг Google 17 голосов
5/5

Филиалы в регионах