Сегодня на кладбищах преобладают классические надгробия со стандартной шириной и высотой камня. Прямоугольные стелы, рассчитаны на единичные или парные захоронения. Однако это далеко не единственный вариант оформления последнего пристанища усопшего человека.
Современные стандарты
Нехватка мест на кладбищах, с которой сталкивается все больше крупных городов, привели к строгой регламентации площади, предоставляемой под захоронение. В соответствие с установленными правилами под рытье могильной ямы для одиночного захоронения выделяется место 1,4 м в ширину и 2,3 м в длину. Для парных погребений ширина могилы не должна превышать 2 м. Исходя из этих условий, компании по изготовлению памятников выработали некие стандарты для надгробных монументов, параметры которых в большинстве случаев составляют:
- Глубина 5 см;
- Ширина 40 для одиночных и 80 для спаренных моделей;
- Высота колеблется от 60 до 80 см в зависимости от выбранного типа надгробия.
Разница между типовыми моделями заключается в качестве материала, отделке, выгравированных элементах и фигурных срезах в верхней части стелы: «парус», «купол», трапеция, полукруг, треугольник и т.д.
Разумеется, предусмотрены и дизайнерские варианты, отражающие сферу деятельности умершего (хлебные караваи для пекарей, машины для водителей и т.д.), его мировоззрение или увлечения, но встречаются они нечасто. Основной причиной низкого спроса на уникальные изваяния является высокая стоимость работы и необходимость аренды дополнительной площади под установку, что не всегда выполнимо.
С королевским размахом
В прежние времена пропасть между социальными слоями носила более выраженный характер. Бедняки были вынуждены оборачивать покойных ненужной ветошью и хоронить в общих могилах, тогда как знать, состоятельные аристократы, деятели искусства и интеллектуалы могли не отказывать себе в изысках, в том числе после смерти. В это время некрополи наполняет большое количество разнообразных памятников, которые можно объединить в несколько групп:
- Алтари или жертвенники. В эпоху классицизма (19 век) высокие гранитные тумбы устанавливали преимущественно над дворянскими могилами. Под такое сооружение возводили внушительный фундамент, а сверху украшали крестами, вазами, факелами или скульптурными композициями.
- Аналои. Своеобразная трибуна для вознесения молитв. Внешне представляет собой узкую тумбу со скошенной поверхностью. Чаще всего аналой венчает раскрытая библия, вырезанная из камня. На страницах указывают либо номера псалмов, либо текст молитвы, которую нужно прочесть при посещении могилы.
- Бюсты. Изготавливаются в натуральную величину и отображают человека по грудь. Раньше такие изваяния устанавливали не на могилах, а в дворцовых залах, в качестве демонстрации значимости и старины рода. Современные бюсты чаще всего изображают выдающихся деятелей искусства, науки и спорта, а также героев боевых действий.
- Гермы. Изваяние головы усопшего, водруженное на высокий каменный столб. Изначально функция герм состояла в защите частных владений. Такие столбы устанавливались по меже, говоря путнику, что перейдя черту он попадает на чужую землю. Затем гермы стали использоваться в качестве надгробий, сохранив за собой славу охранного талисмана.
- Капелла или каплица. Небольшое бетонное сооружение в виде островерхой часовни, выполненной в готическом стиле. Возводятся на могилах католиков, символизируя жертвенность и всепрощение.
- Каменные кресты. Отличительный знак православной веры, который можно встретить по всему миру. Отдельно стоящие кресты монтируют на специальные каменные тумбы. Однако этот символ может использовать и в качестве дополнения к колоннам, обелискам и другим надгробным изваяниям.
- Обелиски. Четырехгранные столбы с пирамидальной макушкой. В качестве надгробий, их используют преимущественно на военных кладбищах, как знак доблести и отваги.
- Надгробные плиты. Выполняют ту же функцию, что и вертикальные памятники (сообщают информацию об умершем). Плиты более устойчивы к сейсмическим воздействиям, к тому же их можно устанавливать сразу после похорон, не дожидаясь осадки земли. Однако такие модели требуют более тщательного ухода и содержат только письменную информацию (без фото).
Плиты были одним из самых распространенных надгробных атрибутов средневековой Руси.
- Саркофаг. Имитация каменного гроба с тяжелой крышкой. Могут быть установлены, как самостоятельное надгробие или часть более масштабного ансамбля. Крышка «гроба» украшается вазами, крестами, знаменами, изваяниями животных или эффигиям (изображение усопшего в полный рост).
- Статуи. Несмотря на помпезность и немалую стоимость статуи по-прежнему активно используются при организации надгробных комплексов. Востребованными примерами изваяний являются ангелы, плачущие девы, скорбящие вдовы и многое другое.
Самым грандиозным сооружением можно назвать склеп. В средние века такие постройки использовались для захоронения останков людей, принадлежавших одному роду. Сегодня аренда земли под сооружение склепа не возбраняется, однако из-за высокой стоимости практически не используется на кладбищах общего захоронения. Чаще всего, современные склепы сооружаются в виде небольших часовен, где хоронят священнослужителей или хранить мощи святых.
Популярные материалы
Большинство перечисленных выше памятников, включая классические стелы, сегодня выполняют из природного камня, полимергранита, цемента, каменной крошки и искусственных фракций. Выбор зависит от предпочтений и финансовых возможностей заказчика.
Статуи, лепнину, бюсты и всевозможные символические украшения можно высекать из белого гранита, мрамора, отливать из бронзы, ударопрочного стекла и даже пластика. Срок службы таких изваяний составит от 15 (на цементные варианты) до 80 лет и больше.