Якуты – одна из наиболее многочисленных народностей российского севера, сумевшая сохранить далекие традиции предков. Большое значение в культуре якутов занимает культ смерти, так как он отражает представления об устройстве мира, его реальных и потусторонних проявлениях. Сложная система божественных образов и верования породила не менее сложные обряды, ключевое место среди которых занимает подготовка тела к похоронам, ведь от нее зависит благополучие души в загробном мире.
Теория тройственного духа
Современные похоронные обряды якутов связаны с их исконными верованиями и представлениями о мире материй. Так, считается, что душа человека состоит из трех «частей»:
- Воздушная – это своего рода человеческий разум. Данная составная часть отвечает за интеллект, общительность и успеваемость человека при жизни. После его смерти воздушная часть просто растворяется в эфире;
- Душа-мать – самая важная часть, которая после смерти отправится в мир мертвых и (если повезет) получит шанс на перерождение. Эта часть души хранит всю память предков, связывает человека с его исконным родом, его традициями и верованиями;
- Земляная – она прочно привязана к физическому телу и материальному миру, поэтому даже после смерти остается на земле и «живет» рядом с останками (на месте их захоронения).
Когда якут испускает дух, все его души в течение сорока дней пребывают в мире живых, приспосабливаясь к новой форме существования. Самая важная миссия возложена на мать-душу. Она должна спуститься в загробный мир.
По верованиям якутов между миром живых и миром демонов, располагается специальный «резервуар для душ праведников», вход в который стерегут два божества. Если человек прожил достойную жизни и умер правильной смертью (по старости, у себя дома в окружении близких) он получает право на вход в «резервуар», откуда затем отправится на новое перерождение. «Плохие души» попадают в мир демонов, а умершие преждевременно – остаются блуждать по земле и превращаются в злых духов.
Подготовка к смерти и погребальные обряды
Приготовиться к отходу в иной мир якут должен с молодых лет. Собрать белье, лоскут натуральной шкуры, сложить все свои выпавшие волосы в специальный мешочек (чтобы за потерянные волосы их не наказали злые духи). Также заранее выбирается место для захоронения и ритуальный инвентарь: вещи, которые усопший хотел бы забрать с собой в могилу.
Обычно к моменту наступления смерти все домочадцы уже готовы к этому событию не только морально, но и организационно. Как только человек испускает дух, ему на глаза кладут монеты и накрывают лицо собольиными шкурами. Сегодня их нередко заменяют шерстяным платком. Тело обмывают и облачают в новые одежды.
На ноги обязательно надевают новые сапоги, в которых проделывают отверстия для беспрепятственного выхода души.
Комплект одежды должен содержать шубу или другой теплый предмет, рукавицы, шапку и шарф. На скамью укладывают листы бересты или доски лиственных пород, а на них водружают подготовленное тело.
Вместе с подготовкой усопшего во дворе родственники забивают жертвенных животных. По представлениям якутов, они будут сопровождать усопшего в загробном мире. Мясо забитой скотины раздают между собравшимися или готовят из него угощения для всех, кто помогал в организации похорон. Церемониальные жертвоприношения сопровождают умершего до самого кладбища. Выбранное место обязательно окропляется кровью животного, один из копщиков должен вывести лопатой на месте могилы кровавый крест, после чего можно приступать к рытью ямы.
Как правило, место под захоронение не готовят заранее. Вся процессия приходит на погост одновременно.
Все вещи, отправляемые вместе с покойным, повреждают (видимо, чтобы избежать актов вандализма), а затем укладывают в яму рядом с телом. Могилу объезжают на коне три раза, после чего вся процессия двигается в обратный путь. Оборачиваться строго запрещено, чтобы не встретиться взглядом с духом умершего. Дабы отгородить живых от мира мертвых, поперек дороги нужно бросить три березовых ветви.
По приходу домой якуты устраивают поминальную трапезу. Вся еда, приготовленная из жертвенных животных должна быть съедена за один день. Второй раз проводы устраивают на 40 день, когда мать-душа отправляется в царство мертвых.
Особенности обустройства могил
Сегодня якуты используют общедоступные гробы. Однако традиционно якутский гроб вырезался из цельного ствола, при этом отдельно высекался отсек для личных вещей покойного. В силу особенностей климата ранние захоронения производились в надземных домовинах, для организации которых срубали четыре дерева или вкапывали деревянные столбы. В такой дом на сваях ставили гроб с телом, а вход заколачивали.
Однако после указа Екатериной II, отменявшего наземные похороны, якуты также стали хоронить покойных в земле. С тех пор над могилами на якутских погостах можно увидеть небольшие по размеру домики с двускатными крышами. Они сооружаются специально для земляной души, которая продолжает жить рядом с телом. По этой же причине якуты предпочитают реже ходить на кладбище.