У разных народов организация ритуальных услуг проходит в соответствие с их верованиями и традициями. Реалии современного мира, совместно с ростом технического прогресса и уровня образования вносят серьезные коррективы в древние обряды. На севере России, все чаще коренное население предпочитает поселяться не в юртах, а в благоустроенных квартирах. Для таких людей традиции предков оленеводов или охотников на морского зверя становятся практически недоступными. Однако некоторые народности продолжают сохранять свою историю и прививать ее подрастающему поколению.
Жизнь после смерти
Погребальные обряды жителей Чукотки считаются одними из самых аутентичных. Согласно верованиям этого народа после смерти человек отправляется в верхний мир людей. Всего таких миров по представлениям чукчей насчитывается порядка девяти. Каждый из них расположен над другим по принципу многоэтажки: небо одного мира является твердью другого.
Выбор мира зависит от многих параметров. В частности, от причины смерти, образа жизни, отношения к собакам и другим людям. Не все люди могут попасть в верхний мир. Одни превращаются в злых духов и причиняют массу бед живым, другие (преждевременно почившие) становятся северным сиянием. По цвету спектра определяют причину смерти:
- Синий или фиолетовый говорит о том, что человек убит злыми духами;
- Красный символизирует кровь убитых холодным оружием;
- Белый характерен для тех, кто умер от болезни.
Почившие старики, как правило, живут в подземном загробном мире. Однако, чтобы попасть туда, нужно пройти мир собак. Если при жизни умерший хорошо относился к животным и был добрым человеком, они пропустят его дальше, если же нет – прогонят. Чтобы помочь новопреставленным в поиске правильного пути на встречу к ним выходят души представителей рода.
Примечательно, что по представлению чукчей в загробном мире каждый занимает привычный ареал: приморские народы продолжают охотиться на моржей, оленеводы владеют стадами убитых оленей.
Традиции и ритуалы
Чукчи верят в силу духов, и в обереги, способные защитить от вмешательства первых. Сотни лет назад самым сильным тотемом, спасающим от всех напастей, считался «дед». После смерти человека родственники разделывали его тело и складывали кусочки сухого мяса с небольшими фрагментами костей в кожаные мешки, которые всегда носили при себе. Сегодня эта традиция не практикуется, однако сушеное мясо все еще присутствует на похоронах. Сухую оленину ставят в качестве угощения в изголовье трупа. Каждый, кто пришел проститься с покойным, обходит его тело вокруг, переступая ноги, а затем берет из миски кусочек мяса.
Приготовление к похоронам начинается сразу после смерти. Усопшего одевают в одежду, сшитую из шкур оленей. Если наряд еще не был подготовлен, его сшивают непосредственно перед облачением. Важно чтобы олени, с которых были сняты шкуры принадлежали семье умершего, ведь после смерти чужие вещи всегда возвращаются к их исконным владельцам.
Процедуру обмывания и одевания проводят положив в рот кусочек ягеля. Считается, что это должно защитить от трупного яда. В качестве оберега от злых духов предплечья и талию обматывают жгутами сухой травы. Также травой обметают труп и всех собравшихся.
Чтобы определить место погребения, шаманы спрашивали покойного. Также дух умершего давал подробные рекомендации по поводу даров, количества сопровождающих и назначал ответственного за ритуал. Сегодня шаманы не устраивают бесед с духами. Дары и количество сопровождающих саней определяется достатком семьи, а погребение проходит на родовом месте. Считается, что так предкам будет проще найти своего потомка. В качестве даров мужчинам кладут их личные вещи: инструменты, оружие, одежду. Женщинам не полагается оружия, их в загробную жизнь снабжают иглами и другими хозяйственными принадлежностями.
Некоторые представители народа, доставив тело на место погребения, выкладывают овал из крупных камней, а затем помещают в него умершего, другие практикуют сожжение. Независимо от исхода подготовка происходит по стандартному сценарию. Сверху труп накрывается полосками мяса, принесенного в жертву оленя. В рот усопшему кладут небольшой кусочек жира, а на лицо выкладываю кишки животного. Впрочем, современные чукчи иногда опускают сцену жертвоприношения и преступают к основной части: ответственный за ритуал взбирается на тело изображая ворону и острым ножом вскрывает живот и грудную клетку покойного. Это что-то вроде патологоанатомического исследования. Так родственники могут определить причину смерти и, соответственно, догадываются куда оправится дух усопшего.
Если тело сжигают, пока горит огонь собравшиеся танцуют или играют в подвижные игры. Стараются обмазать лица друг друга сажей. Суть игры в том, чтоб увернуться от рук соплеменников и остаться чистым. Это действо отвлекает живых от созерцания тягостного ритуала и позволяет покойному уйти с «легкой душой». После того как костер догорает, останки зарывают в пепел и отправляются домой.
В случае с погребением среди камней, тело покрывается ветками (они отпугивают злых духов). На следующий день родственники приходят на место похорон посмотреть добрались ли до трупа дикие животные, а также заменить реальные инструменты на деревянные. На обратном пути шаман проводит черту на дороге и укладывает несколько камней или зарывает пучок травы. Для духа умершего это станет надежным препятствием в виде реки, скал или леса. Пришедших с похорон обметают травой, а над входом вешают обезглавленную рыбу – тоже защита от злых духов.
В последнее время погребальные ритуалы сильно видоизменились. Для живущих в домах нет возможности выносить тело, приподняв заднюю стенку юрты, как это делалось в прежние времена. Снабдить мертвого одеждой из оленьих шкур и сапог также могут позволить себе не все семьи. Но несмотря ни на что, народ Чукотки старается сохранить традиции и передать их подрастающему поколению. Поэтому все чаще на похороны допускаю детей, хотя раньше их души считались чистыми и охранялись от подобного зрелища. Как говорят сами чукчи: чтобы видели и запоминали.