Эпоха Высокого Средневековья ознаменовала многочисленные перемены в социальном, политическом и культурном срезах общества. Затронули перемены и погребальные ритуалы, в частности, обустройство захоронений, всегда имевшее большое значение в жизни европейцев. К этому периоду относится возникновение самых запоминающихся надгробных скульптур – эффигий.
Брассы, гизанты и восковые куклы
Необычные изваяния в стиле египетских саркофагов появились в Европе в начале XIV века. Обладателями роскошно украшенных статуй были короли, придворные аристократы (в том числе знатные дамы), высшие чины духовенства и рыцари.
Как считают некоторые историки, появлению эффигий Европа обязана именно рыцарям. Далеко не все крестоносцы могли успешно завершить начатую компанию. Многие из них находили последнее пристанище на поле битвы. Но привилегированных особ доставляли домой любой ценой. А так как специализированного катафального транспорта в средние века еще не было, за месяцы странствий тела умерших приобретали непрезентабельный вид. Поэтому похороны проводились с заколоченным гробом, рядом с которым размещали точную копию погибшего человека.
Иногда для ритуальных целей изготавливали восковые фигуры, которые также назывались эффигиями, но традиционно эти скульптуры вырезали из дерева, камня или выливали из бронзы.
Изображение копировало не только физиологические особенности умершего, но и принадлежавшую ему форму одежды, а также атрибутику. Статуи королей и духовников высокого ранга нередко изготавливали в вертикальном положении, чтобы и после смерти они возвышались над своим народом (паствой). Приближенные к королю особы и верные рыцари могли стоять приклонив одно колено. Но основная масса сохранившихся изваяний выполнена в горизонтальной плоскости. Это гизанты (от французского – упокоиться), большинство из которых принадлежало погибшим в бою рыцарям.
Впрочем, далеко не все рыцари происходили из процветающих семей и могли позволить себе роскошные надгробия. Специально для них изготавливали бюджетные варианты эффигий – брассы. Это массивные каменные плиты, на которые накладывалось изображение усопшего, выдавленное на плоских медных или бронзовых листах.
Самые знаменитые скульптуры в истории
В пользу теории рыцарского происхождения моды на эффигии свидетельствует территория их распространение. Родиной первого надгробного изваяния стала Англия. Именно здесь в 1327 году по похоронах Эдуарда II, тело которого было доставлено на Туманный Альбион из Руана, крышку гроба венчала первая известная эффигия. Затем идею эстетичных похорон переняла Франция, а за ней Италия и Испания. Несмотря на массовость подобных изваяний, самыми знаменитыми стали посмертные изображения:
- Карла VI. Монарх управлял Францией в начале XV века и вошел в историю под прозвищем «Безумный». Это был первый французский король, погребение которого происходило при закрытом гробе со специально изготовленной фигурой правителя. Ходили слухи, что таким образом придворные старались скрыть гримасу ужаса, исказившую лицо в момент смерти;
- Франциска I. Полторы недели придворные отдавали почести празднично наряженной эффигии короля, выставленной в зале для приемов. Все это время статуе подносили любимые угощения усопшего и оказывали должное почтение. Только спустя 11 дней, фигура была заменена настоящим гробом. Позднее аналогичное прощание было устроено для Карла IX в 1574 году;
- Марии Стюарт. Печально известная королева после смерти не была лишена внимания и ее эффигию все же изготовили. Однако до недавнего времени она выставлялась особым образом: голова отдельно от туловища;
- Елизавета I. Королева была похоронена в 1603, когда искусство изящных надгробий уже перешло в стадию кризиса. От ее оригинальной эффигии, выполненной из дерева, остался только корсет и небольшие уцелевшие фрагменты. Однако известно, что изваяние было реконструировано в 1760 году.
Часто встречаются парные или родовые эффигии, состоящие из супружеской пары или мужа и нескольких жен, поочередно состоявших с ним в браке.
Казнь эффигии
Посмертное изваяние делали не только для почивших с миром власть имущих или заслуживших уважения граждан. Такие фигуры изготавливали и для живых людей, совершивших тяжкое преступление против короны, но сумевших скрыться от правосудия. Скульптуру выносили на площадь, где прилюдно отсекали ей голову или подвергали другим наказаниям. Считалось, что это испортит жизнь настоящему злоумышленнику.
Если же человек получал свое наказание при жизни, то его посмертное изваяние могло остаться нетронутым. Как, например, фигуры Джоан и Джон Бошан, найденные в семейной гробнице в Холте. В 1388 парламент признал его изменником и приговорил к смертной казни через повешение с последующим обезглавливанием. Приговор привели в действие на площади перед Тауэром. При этом эффигия преступника в доспехах крестоносца сохранилась нетронутой.